Основной целью современной системы образования является – ПЕШКОВА В.Е. Теория обучения и воспитания. УМК

ПЕШКОВА В.Е. Теория обучения и воспитания. УМК

4. дидактикой

7. Раздел педагогики, изучающий закономерности и принципы организации процесса воспитания, называется…

1.теорией управления

2.социальной педагогикой

3.педагогической технологией

4.теорией воспитания

Приложение 2

Тесты к занятию № 2. Категориальный аппарат педагогики

1. Установите соответствие понятий и их определений.

1.Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека

2.Усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта

3.Целенаправленный процесс и результат овладения человеком системой научных знаний, познавательных умений и навыков и формирования на этой основе мировоззрения личности

4.Процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы

развитие -1 воспитание-4 социализация-2 образование-3

2. Установите соответствие понятий и их определений.

1.Устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества

2.Живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда

3.Человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности

4.Своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость

личность-1 человек-2 индивидуальность -4 индивид-3

3. Установите соответствие понятий и их определений.

1.Усвоение содержания образования и опыта учебно-познавательной деятельности

2.Упорядоченная деятельность педагога по реализации образовательных задач, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний

3.Активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области

4.Упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение образовательных целей

обучение-4 преподавание-2 самообразование-3 учение-1

4. Установите соответствие понятий и их определений.

1.Освоенный человеком способ выполнения действий

2.Индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности

3.Способ выполнения действий и операций, ставший в результате многократных упражнений автоматизированным

4.Отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий

умение-1 навык-3 знание-4 способности-2

5. Установите соответствие научной дисциплины и ее содержания.

1.Изучает специфику народного воспитания, накопленный и отраженный в национальной культуре опыт воспитания

2.Изучает особенности воспитания и обучения детей с отклонениями в физическом, психическом и умственном развитии

3. Изучает процесс формирования личности и коллектива, закономерности, принципы, отношения, методы его осуществления

4. Изучает процесс обучения, содержание образования, принципы, формы, способы и средства реализации целей обучения

этнопедагогика-1 теория воспитания -3 дефектология-2 теория обучения-4

6. Установите соответствие между категориями и их компонентами.

1.Воспитание -2

2.Образование -3

3.Обучение-4

4.Социализация-1

1.социальные нормы

2.отношения

3.мировоззрение

4.навыки

7. Сопоставьте педагогическую категорию с ее определением.

1.Организация педагогического процесса в соответствии с конкретной педагогической концепцией

2.Формулировка педагогом противоречия, возникшего в конкретной педагогической ситуации, решение которого требует дополнительного знания, умений или накопления опыта

3.Педагогическое явление, выступающее в качестве движущей силы, источника или механизма развития другого педагогического явления

4.Специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение педагогической цели

педагогическая проблема -2 педагогическая технология -1 педагогический процесс -4 педагогический фактор -3

8. Сопоставьте педагогическую категорию с ее определением.

1.Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека

2.Процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие человека

3.Активная целенаправленная деятельность человека, направленная на самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств

4.Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экономических, социальных, идеологических, психологических

идр.

формирование -4 развитие -1 обучение -2 самовоспитание -3

9. Соотнесите педагогическую категорию и научную дисциплину, в рамках которой она изучается.

1.Обучение -2

2.Воспитание -3

3.Социализация -4

4.Педагогическая система —

1.школоведение

2.дидактика

3.теория воспитания

4.социальная педагогика

10. Сопоставьте педагогическую категорию с ее определением.

1.Освоение системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений

2.Процесс специально организованного педагогического взаимодействия, обеспечивающего формирование необходимых социальных представлений, моральноволевых качеств, опыта поведения.

3.Самостоятельное преобразование себя, своих знаний, умений и навыков

4.Усвоение человеком ценностей, норм установок, присущих в данное время обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта

самообразование -3 воспитание -4 образование -1 социализация -2

Приложение 3

Тесты к занятию № 3. Целеполагание в педагогике

1. Под целеполаганием в педагогике понимается…

1.иерархия целей воспитания

2.исследование проблемы цели воспитания

3.поиск, определение, формулирование целей воспитания

4.процесс выполнения цели воспитания

2. Усвоение систематизированных знаний об окружающем мире, развитие познавательных и практических умений, формирование научного мировоззрения, способности к самообразованию и самосовершенствованию составляют цель…

1.непрерывного образования

2.формирования интеллектуальной культуры личности

3.обучения

4.воспитания школьников

3. Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной

нормы образованности, составляет…

1.задачи воспитания

2.общественный идеал

3.цель воспитания

4.стандарт образования

4. Влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека составляет сущность…

1.воспитания

2.развития

3.образования

4.обучения

5.Сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности называется…

1.анализом

2.диагностированием

3.целеполаганием

4.конструированием

6. Создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом составляет цель…

1.обучения

2.авторитарного воспитания

3.гуманистического воспитания

4.социального воспитания

7. Составными частями целей воспитания являются__________ воспитания.

1.содержание

2.формы и методы

3.задачи

4.приемы и средства

8. Цель образования определяется как совокупность требований…

1.образовательных запросов личности

2.требований к педагогической деятельности

3.требований общества в сфере духовного воспроизводства

4.возможностей педагогического процесса

9. Цели образования зависят от…

1.субъектов образовательного процесса

2.содержания образования

3.характера общества и государственной образовательной политики

4.форм организации образовательного процесса

10. Идеальное представление о результате педагогической деятельности называется…

1.педагогической концепцией

2.ценностью педагогической деятельности

3.моделью педагогического взаимодействия

4.целью воспитания

11. Цели воспитания имеют ___________ характер.

1.конкретно-исторический

2.личностно-ориентированный

3.образовательный

4.постоянный, вневременной

12. Основной целью современной системы образования является …

1.помощь семье в воспитании детей

2.формирование умения и желания учиться

3.развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения

всоциально ценную деятельность

4.коррекция недостатков развития личности

13. Гуманистическое воспитание имеет своей целью…

1.организацию опыта жизни в обществе

2.преобразование внутренних структур психики ребенка

3.гармоничное развитие личности

4.реализацию государственной политики в области воспитания

14. Всесторонне гармоничное развитие личности является ___________ целью воспитания.

1.частной

2.конкретно-исторической

3.оперативной

4.общей

15. К общим целям воспитания относится…

46

1.всестороннее и гармоничное развитие личности

2.сохранение неповторимости каждой личности

3.эмоциональное развитие личности

4.выявление природных задатков каждого человека

16. Государственные образовательные стандарты законодательно закрепляют

_________ воспитания и образования.

1.методы

2.цели

3.условия

4.средства

17. Цели воспитания является определяющими для ____________ воспитания.

1.содержания

2.методов и приемов

3.результатов

4.всех компонентов системы

18. Цели воспитания…

1.зависят от глобальных, общемировых проблем

2.не зависят от состояния общества, находятся вне времени

3.зависят от настоящего и будущего состояния общества

4.вытекают из проблем состояния общества

19. На постановку цели воспитания НЕ влияет…

1.уровень развития педагогической науки и практики

2.уровень социально-экономического развития общества

3.способ производства

4.идеология и политика государства

20. В рамках гуманистической парадигмы цели воспитания определяются как…

1.социально желаемое состояние личности

2.диагностируемый результат воспитания

3.внешний социальный план развития личности

4.помощь личности в разностороннем развитии

21. Диагностическое задание педагогических целей называется …

1.тестированием

2.моделированием

3.прогнозированием

4. проектированием

22. Объективные потребности общественного развития определяют _________

педагогические задачи.

1. стратегические

2. тактические

3. оперативные

4. дидактические

23. Оперативной является цель, которая ставится…

1. на учебный год

2. при проведении воспитательной работы

3. на определенном этапе формирования личности

4. при проведении отдельного мероприятия

24. Главной целью физического воспитания является…

1. укрепление здоровья, формирование потребности в здоровом образе жизни

2. обеспечение спортивных достижений

3. обучение новым видам движений

4. формирование гигиенических навыков и культуры поведения

25. Педагог при определении цели образовательной деятельности должен в первую очередь ориентироваться на…

1.собственные взгляды и жизненный опыт

2.государственный заказ

3.образовательный идеал передовой части общества

4.пожелания родителей

26. Из предложенных способов постановки образовательных целей технологическому подходу к постановке целей и задач соответствует следующий:

1.повысить уровень знаний

2.выполнить упражнения

3.пробудить желание использовать…

4.показать принцип действия

27. В таксономию когнитивных целей Б. Блума входит…

1.отклик

2.реагирование

3.синтез

4.организация ценностных ориентаций

28. Цель со следующей формулировкой: «понимание своего влияния на исход конфликтных ситуаций на производстве и в семье» можно отнести к…

1.поведенческой

2.когнитивной

3.аффективной

4.комплексной

Приложение 4.

Тесты к занятию № 4. Система образования РФ

1. Системообразующей составляющей образовательной системы является…

1.содержание образование

2.цель образования

3.многообразие образовательных учреждений

4.методы, технологии и средства образования

2. Центральным звеном системы образования

Российской Федерации

является…

 

1.общее среднее образование

2.среднее профессиональное образование

3.высшее профессиональное образование

4.послевузовское профессиональное образование

3. Государственный образовательный стандарт устанавливает…

1. административный компонент учебных программ

2. обязательный минимум содержания образовательных программ

3. максимальную наполненность содержания образовательных программ 4. средний уровень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся

4. Музыкальные и художественные школы, детские клубы и центры относятся к учреждениям…

1.профессионального образования

2.специального образования

3.дополнительного образования

4.общего образования

5.Школы, лицеи, гимназии относятся к учреждениям…

1. общего образования

49

2.дополнительного образования

3.профессионального образования

4.специального образования

6. Под дистанционным образованием понимается…

1.процесс обеспечения системы образования информационными средствами и технологиями обучения

2.целенаправленное и методически организованное руководство учебнопознавательной деятельностью лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения

3.целенаправленное непрерывное повышение профессиональных знаний преподавателей

4.технологии, ориентированные на формирование системного творческого технического мышления студентов

7. Принцип единства федерального образования реализуется через…

1.национальный компонент образовательных программ

2.административный компонент

3.содержание учебников

4.государственный образовательный стандарт

8. Свобода государственного образовательного учреждения от прямого религиозного воздействия составляет сущность принципа _________ образования.

1.общедоступности

2.гуманистического характера

3.адаптивности

4.светского характера

9. Признание ценности человека как личности составляет сущность принципа

__________ образования.

1.адаптивности

2.светского характера

3.гуманистического характера

4.общедоступности

10. Установление перечня профессий и специальностей профессиональной подготовки возлагается на …

1.субъекты Российской Федерации

2.федеральные органы государственной власти и органы управления образованием

3.органы местного самоуправления

4.образовательное учреждение

studfiles.net

Статья на тему: Цели и задачи современного образования

Цели и задачи современного образования

Перед любым человеком рано или поздно встает вопрос об образовании: что понимать под образованием; какова его общественная и личностная ценность; что лучше получить – образование или профессию и так далее. Очевидно, что от самого человека, от его внутренних ресурсов, от его нравственных ценностей и установок зависит настоящее и будущее человечества.

Это побуждает философов, психологов, педагогов и людей других профессий углубляться в изучение проблем человека: взаимодействия его с самим собой, с окружающей его культурной средой, поиски оптимальных путей самореализации [1].

Образование традиционно определяется как создание человека по образу и подобию Бога. В таком определении содержится и религиозный смысл, и светская культурно-историческая трактовка. Истоки самого понятия «образование» находятся в раннем Средневековье и соотносятся с понятием «образ», «образ Божий». В религиозной модели мира человек рассматривается как созданный, но образу и подобию Бога, а процесс его уподобления Божественному образу рассматривается как процесс образования человека. Начиная с эпохи Возрождения, когда человек сам становится ценностью, образование рассматривается как способ его саморазвития, приобщения к культуре, формирования мировоззренческих ценностей и установок. Образование становится способом создания своего образа, личности. При этом образ культуры проецируется на содержание, организацию и методы, используемые в образовании.

Цель современного образования имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель образования как государственного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры и цивилизованности, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутренняя целевая направленность образования заключается в развитии личностного потенциала, в овладении прочными знаниями, умениями и навыками с возможностью их применения на практике.

Раскрытие личностного потенциала в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует целенаправленных усилий со стороны социального окружения, и эти усилия должны быть направлены как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом процессе реальная возможность развития личности может быть обеспечена только всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу эффективного формирования полноценно развитой личности. Необходима организация систематического процесса обучения и воспитания, построенного на знании объективных возрастных особенностей развития личности и общих закономерностей процесса усвоения знаний, умений, навыков.

Сегодня человека можно назвать образованным, если он владеет идеями, принципами и методами, которые определяют общий подход к рассмотрению многообразных фактов и явлений окружающей действительности, и располагает высоким уровнем развитых способностей, умением применять изученное к возможно большему числу частных случаев.

Образование в современном обществе — это общественно организуемый и нормируемый процесс (и его результат) постоянной передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности.

В процессе культурно-исторического развития общества представления о социальных функциях человека изменяются. Это, в свою очередь, опосредует те социальные требования, которые предъявляются к личности. Под влиянием этих факторов формируются две важнейшие составляющие образовательного процесса — структура и содержание образования.

Образование является процессом, структура которого характеризуется такими составляющими, как усвоение индивидом опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, воспитание социально приемлемых и одобряемых форм поведения, интеллектуальное и физическое развитие. Тем самым образование детерминировано определенными представлениями о социальных функциях человека, принятыми в обществе в данный момент времени. Эти структурные элементы определяют содержание образования, т.е. именно от них зависит тот комплекс социально значимого опыта, усвоение которого необходимо подрастающему поколению для эффективного включения в жизнь общества [2].

Что же касается системы современного образования Российской Федерации, оно  является социальной и духовной опорой жизнедеятельности человека, средством обеспечения демократических свобод, системообразующим фактором национальной безопасности государства, стабильности и развития общества.

Так как российское образование основывается на Всеобщей декларации прав человека, на общечеловеческих, в том числе социальных, культурных, моральных и духовных ценностях, выработанных цивилизацией, каждый гражданин РФ имеет право получать образование любого уровня по месту проживания и профессиональной деятельности.

Целью образования в Российской Федерации провозглашается обеспечение целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах личности и общества. Воспитательная функция заключается в обеспечении процессов социализации личности и ее гражданского становления, передачи новым поколениям отечественного и мирового культурно-исторического опыта. Российская школа должна воспитывать у граждан высокое государственное достоинство, честность и благородство перед Родиной. Обучающая функция образования заключается в обеспечении процесса овладения человеком знаниями, навыками и умениями в рамках учебных заведений и различных сфер жизнедеятельности общества.

Важнейшими компонентами связи образования с другими сферами и подсистемами жизни общества выступают: экономика, право, наука, культура, экология, демография, здоровье, религия, военная, национальная и региональная политика [1].

Задачи современного российского образования включают:

  • реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны;
  • приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права;
  • подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений;
  • социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений;
  • обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования;
  • формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях.

Существует ряд принципов, на которых и основывается система образования РФ:

  • демократизм, свобода и плюрализм образовательной сферы;
  • гуманизм и приоритет общечеловеческих ценностей в процессах обучения и воспитания;
  • мобильность образовательной системы, научная обоснованность, индивидуальность и вариативность ее технологий;
  • непрерывность образования и его адаптивность к динамично изменяющимся условиям жизни и потребностям общества;
  • преемственность и культуросообразность процессов обучения и воспитания;
  • автономность образовательных учреждений;
  • адресность и доступность образовательных услуг;
  • единство образовательного пространства на федеральном и мировом уровнях [3].

В итоге образование осуществляется в ходе педагогического процесса, который представляет собой комплекс целенаправленных педагогических воздействий. Их целью является передача подрастающему поколению знаний об окружающем мире, социального опыта, накопленного в процессе культурно-исторического развития общества, а также выработка социально приемлемых и социально одобряемых форм поведения. То есть в рамках педагогического процесса путем целенаправленного развития интеллектуального, нравственного, эстетического и физического потенциала решается важнейшая задача общества по формированию личности [2].

Список использованных источников

  1. Дука Н. А. Введение в педагогику. Учебное пособие. Омск, 2003. – 146с.
  2. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
  3. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2004. — 368 с.

nsportal.ru

Основные цели и задачи образования

Система образования призвана обеспечить:

— историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

— воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

— формирование культуры мира и межличностных отношений;

— разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

— формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

— формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

— организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

— непрерывность образования в течение всей жизни человека;

— многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

— преемственность уровней и ступеней образования;

— создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

— академическую мобильность обучающихся;

— развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

— подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

— воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

— противодействие негативным социальным процессам;

— экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Основные задачи государства в сфере образования

Образование является сферой ответственности и интересов государства и его институтов.

Государство в сфере образования призвано обеспечить:

— реализацию конституционного права и равные возможности для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества;

— сохранение и развитие единого образовательного пространства России;

— участие органов государственной власти в обеспечении деятельности муниципальных образовательных учреждений;

— формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;

— расширение участия общества в управлении образованием;

— участие профессиональных образовательных сообществ в разработке образовательной политики на федеральном и региональном уровнях;

— светский характер образования;

— условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;

— всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов;

— условия для получения всеми детьми основного общего образования, предусмотрев ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления и родителей (лиц, их заменяющих) за нарушение конституционных прав детей на получение основного общего образования;

— ликвидацию детской беспризорности, предотвращение преступности среди молодежи;

— воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

— создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования;

— открытость системы образования и учебных заведений для общественного контроля;

— нормативное финансирование образовательных учреждений;

— стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления установленных законодательством налоговых и иных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;

— привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;

— доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе;

— предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования из социально уязвимых слоев населения;

— свободный выбор направлений и форм образования с учетом потребностей, возможностей граждан, а также ситуации на рынках труда и образовательных услуг;

— высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;

— единое правовое пространство функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;

— законодательное определение сфер материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений;

— повышение ответственности работодателей за соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий работников образования и обучающихся;

— гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;

— сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;

— сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации;

— развитие образования и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

— сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального российского государства;

— качественное образование в общеобразовательной школе, в том числе в сельской, на основе развития ее материальной базы, использования современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;

— государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;

— создание правовых условий получения образования как за счет средств бюджетов всех уровней, так и за счет средств обучающихся и их семей, предприятий и организаций;

— создание правовых условий для предоставления образовательных кредитов учащимся и студентам из малообеспеченных семей;

— создание и реализацию условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей;

— развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;

— интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;

— развитие системы профессиональной ориентации населения, реализующей меры по содействию в выборе профессии, направлений и форм образования, трудовой мотивации, становлению профессиональной карьеры;

— создание условий для профессиональной подготовки и переподготовки работающего населения, высвобождаемых работников и безработных граждан;

— поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;

— активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;

— доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;

— интеграцию российской системы образования в мировое образовательное пространство с учетом отечественного опыта и традиций;

— активный выход на рынок образовательных услуг, широкое участие учебных заведений и педагогов в образовательных программах международных организаций и сообществ.

studfiles.net

2. Цели и задачи образования в современной России

Что является образованием в наше время? Какие достоинства и недостатки можно выявить в школьное образовании? Целью данной главы является определить цели и задачи образования в настоящее время в современной России.

Основные цели и задачи образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии нацио-нальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.

Всем субъектам Федерации предстоит определить целый круг вопросов в области образовательной политики, среди которых могут быть выделены следующие:

  1. развитие образовательных систем с учетом основополагающих принципов «Национальной доктрины образования Российской Федерации на период до 2025 года»;

  2. отражение в содержании образования федерального и национально-регионального компонента. Региональная образовательная политика в рамках сохранения единого образовательного пространства;

  3. проблемы и перспективы развития национальной школы в Российской Федерации;

  4. направления и механизмы поликультурного и полиобразова-тельного взаимодействия в XXI в.;

  5. технологии вступления в европейское и мировое образовательное сообщество;

  6. пути обновления содержания образования в современной высшей и средней школе.

При этом каждая образовательная система страны получила новый вектор развития, который определит ее место в российском и мировом образовательных сообществах в первой четверти XXI в.

Принятие «Национальной доктрины образования» явилось первым шагом на пути сохранения культурно-образовательной целостности России.

Не менее важным для определения стратегии развития образования на ближайшую перспективу является Федеральный Закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования». Программа призвана явиться организационной основой государственной образовательной политики России и определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации.

Как указывается во введении, основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, демографические и другие особенности конкретного региона.

Основной проблемой развития образования выступает: достижение современного уровня содержания общего образования, гуманизация, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры. Вместе с тем, в качестве основной проблемы отмечается растущая угроза нарушения единства образовательного пространства в части обучения русскому языку как государственному и увеличивающееся разночтение федеральных и национально-региональных компонентов стандартов гуманитарных дисциплин.

Реализация федеральных законодательных актов связывается, главным образом, с обновлением содержания образования и введением образовательных стандартов. Определенные трудности в решении данного вопроса продиктованы тем, что субъекты Российской Федерации реализуют национально-региональный компонент содержания образования в произвольных формах, что затрудняет приведение планов и программ по данным курсам к единому стандарту и выявление эффективности самого образовательного процесса.

Современные требования к введению национально-регионального компонента содержания образования связаны с необходимостью решить сложнейшую диалектически противоречивую проблему приобщения человека к общецивилизационным знаниям и ценностям одновременно с обеспечением его национальной самоидентификации.

При этом основной целью реализации национально-регионального компонента в школьной образовательной практике выступает воспитание и обучение человека основам национальной культуры, родному языку, с одновременным включением его в систему мировых общекультурных и нравственных ценностей.

Однако продолжается дискуссия о том, какими методами и средствами данная цель будет достигнута, какие требования следует предъявить к тому образовательному процессу, в ходе которого должна формироваться образовательная и воспитательная траектория, учитывающая, наряду с общими требованиями, индивидуальные способности и особенности.

В российской и мировой практике введение национально-регионального компонента направлено на решение противоречия современного образования между необходимостью научить молодое поколение жить в мире высоких технологий и острых социальных проблем и невозможностью «втиснуть» все необходимое в рамки учебного процесса.

Современная школа Российской Федерации, особенно национальных республик, ставит задачу разработки и реализации на практике национально-регионального компонента образования, в котором отражаются особенности культуры данного региона, традиции, обычаи, язык народа. Разработка национально-регионального компонента выступает первос-тепенной задачей реформирования современного среднего образования.

Национально-региональный компонент содержания образова-ния направлен, главным образом, на достижение каждым представителем молодого поколения этнической идентичности, под которой понимается «совокупность чувств членов группы, касающихся тех символов, ценностей и общей истории, которые и определяют их как отдельную группу».

Вместе с тем, в настоящее время наблюдается значительная сепарация в рамках реализации национально-регионального компонента содержания образования на республиканских и муниципальных уровнях, которая характеризуется сосредоточением внимания исключительно на социально-культурных ценностях своей этнической группы вне взаимодействия с другими этнокультурными образованиями.

studfiles.net

Цели и задачи совершенствования системы образования в России в условиях современного общества

Преобразования в обществе и системе образования находятся в тесном взаимодействии. Система образования должна шагать в ногу со временем, объединяя новые информационные и коммуникационные технологии. Решение поставленных перед системой образования общественных задач повысит уровень профессиональной компетенции будущих специалистов в России.

Ключевые слова:система образования, педагогическая и информационная технология, образование и общество, профессиональная компетенция.

 

В последние годы ведущие страны мира вступили на путь преобразования образовательных систем. Это вызвано быстрыми социально-экономическими переменами в обществе, которые задают новые параметры обучения и воспитания подрастающих поколений, выдвигают новые задачи, требуют кардинального пересмотра традиционных методов преподавания. Наиболее широкомасштабные изменения происходят на Европейском континенте, переживающем эпоху глубокой интеграции. Процессы развития новой Европы ставят перед образованием задачу подготовки компетентных специалистов, которые будут жить в расширенной системе общеевропейского сотрудничества, интенсивного обмена информацией и продуктами человеческого труда. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами, стоящими перед государством. Именно оно определяет структуру всей системы в целом, принципы ее функционирования и направления, перспективы развития.

Ведущую роль в области образования играют принципы государственной политики. Именно они регламентируют деятельность всех образовательных учреждений и органов управления образованием в стране.

Подготовка подрастающего поколения к жизни, осуществление целей и задач немыслимы без соответствующей образовательной системы. Процесс формирования системы образования прошел долгий путь от эпохи Древней Руси до настоящего времени. Они самопроизвольно возникали и закрывались. Учебный материал подготавливали сами преподаватели. Они преподавали то, что понимали, и так, как себе это представляли. Никакой системы контроля за качеством образования не было.

С укреплением государственности власти попытались взять действующие школы под свой контроль. Были созданы специальные общегосударственные и местные органы управления.

Сегодня система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: государственных образовательных стандартов образовательных программ, сети образовательных учреждений, органов управления образованием.

Система образования — один из основных социальных институтов, который играет важную роль в становлении личности; исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений. Именно система образования отвечает за подготовку к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности будущих специалистов и удовлетворяет их индивидуальным образовательным потребностям.

Существует правовое определение понятия «система образования», сформулированной в ст.8 Закона РФ «Об образовании», принятого в 1992 году. В данном документе система образования Российской Федерации трактуется как совокупность взаимодействующих:

—     преемственности образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

—     сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

—     органов управления образованием и подведомственных учреждений и организаций.

Целью системы образования является обеспечение права человека на образование, и с этой точки зрения критерием эффективности ее деятельности является уровень образованности, воспитанности и обученности ее выпускников.

Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне в данном образовательном учреждении.

Образовательная программа — документ, который определяет содержание образования определенного уровня и направленности.

Опыт многих стран показывает, что вложения в инновации многократно окупаются, так как приживаются в основном наиболее жизнеспособные и исключительно рентабельные варианты. Во многих странах сегодня уровень благосостояния все больше измеряется количеством инноваций и степенью их применения. Сегодня нововведения требуют организованного, планомерного, массового и общественного отношения.

Педагогические и информационные технологии способствуют реализации основных концептуальных идей и достижению поставленных целей в области образования и науки. Преподаватель использует их в своей профессиональной деятельности.

Для образования внедрение инноваций является основным путем повышения эффективности обучения, поэтому все страны стремятся вводить в системе образования как можно больше новшеств. Это требует, чтобы инновационная деятельность во всех областях труда велась во взаимосвязи с общественным развитием и всегда носила организованный и плановый характер.

Преобразования в обществе и системе образования находятся во взаимодействии. Человек, живя в обществе, не может развиваться автоматически, сам по себе, отдельно от него.

Нововведения в образовании являются не только педагогическими, но и общественными проблемами. Имея ту же цель, что и новшества в обществе, — они должны способствовать развитию и прогрессу.

Само построение системы образования для дальнейшего общественного развития подразумевает, что корни системы берут свое начало в природе, в сущности самого общества. Следовательно, система образования должна шагать в ногу с другими сферами общественной деятельности.

С появлением применения новых информационных и коммуникационных образовательных технологий. Появилась новая форма обучения — дистанционная. Теперь каждый школьник или студент может принять участие в международных учебных, исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях, которые проводятся в университетах различных стран мира.

Современный век — век информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности, во многом определяющих вектор развития человеческого общества. Эти технологии развиваются так стремительно, что чрезвычайно трудно успеть за их движением.

Умение работать с информацией действительно становится в наше время ключевым интеллектуальным умением, лежащим в основе любой профессиональной и культурной компетенции. Ключевой задачей современной системы образования должна стать задача формирования этого умения.

В российской современной системе образования пока еще существует множество проблем. От их решения и зависит успех развития системы образования в целом. От того, насколько человек будет способен самостоятельно мыслить, приобретать знания, работать с информацией, зависит его возможность развития дальнейшей профессиональной компетенции. Соответственно он сможет использовать сформированные у него интеллектуальные умения в профессиональной подготовке, совершенствуя и развивая их дальше. Обществу нужны образованные, самостоятельно мыслящие люди, умеющие оперативно принимать обоснованные решения.

Опыт многих стран, совсем недавно испытавших определенные трудности в социальной сфере и экономике, говорит о том, что внимание именно к сфере образования, науки дает импульс для успешного рывка в экономике и роста национального дохода. Необходимо уделять значительно больше внимания методике обучения в системе образования нашей стране. Максимально эффективно использовать информационные и коммуникационные технологии, тем самым совершенствуя модель образовательной системы и повышая уровень подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров.

 

Литература:

 

1.      Нейматов Я. М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002. — 480 с.

2.      Педагогика./Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Высшее образование, 2007. — 430 с.

3.      Педагогика./Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 512 с.

4.      Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 368 с.

Основные термины (генерируются автоматически): система образования, орган управления, образование, учреждение, общество, Российская Федерация, область образования, содержание образования.

moluch.ru

шпаргалочка! — ::фото★льбом:: — LiveJournal

? LiveJournal
  • Find more
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)
nemo_girl — Subscribe

nemo-girl.livejournal.com

1.1. Сущность и принципы системы образования

Система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Система образования – совокупность образовательных учреждений, построенная и функционирующая на основе общих принципов. В соответствии с Законом «Об образовании» в эту систему наряду с учреждениями входят реализуемые ими образовательные программы и стандарты, а также органы управления образованием.

Чем же определяются особенности и уровень развития системы образования? Прежде всего, развитием производства. Именно оно определяет требования к типу работника, уровню его образования.

Во-вторых, уровнем развития культуры в широком ее смысле и науки в частности.

В-третьих, особенностями форм общественного сознания: идеологией, моралью, религией. Например, в странах с мусульманским вероисповеданием принципы образования существенно отличаются от христианских.

В-четвертых, на характер системы образования существенно влияют исторический опыт и национальные традиции.

Наконец, образование зависит от политики властных структур (финансирование, социальный заказ и т.п.).

Факторы, определяющие систему образования, динамичны, поэтому и системы образования периодически реформируются, чтобы удовлетворить запросы как общества, так и личности.

Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», принятого в 1992 г. (существенные поправки в него внесены в 1996 г.). Закон определил следующие принципы государственной политики в области образования:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности и любви к Родине;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

4) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

Прокомментируем некоторые из этих принципов. Что означает единство федерального образовательного пространства? На всей территории России от Калининграда до Чукотки действует один базисный учебный план, инвариантная (неизменная, обязательная) часть которого определяет обязательный набор учебных предметов, которые изучают все школьники России, а государственный образовательный стандарт унифицирует содержание этих предметов. Это дает возможность в случае перемены места жительства беспрепятственно учиться в новой школе, позволяет унифицировать требования к абитуриентам.

В то же время наша страна многонациональна, ее регионы имеют свои культурные традиции. Вариативная часть учебного плана предусматривает возможность изучения предметов национального и регионального компонентов, позволяющих сделать обучение практико-ориентированным.

Общедоступность образования обеспечивается его бесплатностью, наличием разветвленной сети образовательных учреждений, в том числе и в сельской местности (вот почему до сих пор сохраняются малочисленные сельские школы). Принцип общедоступности не может быть реализован без достаточного количества педагогических кадров, а также без наличия учебной литературы.

Новым для нашего образования является принцип адаптивности системы к уровням развития и подготовки обучающихся. Проще говоря, не ученик должен приспосабливаться к образовательному учреждению, учителям, а они к нему. В реализации этого принципа существенная роль принадлежит психологам, которые могут определить уровень развития школьников, рекомендовать способы работы с ними, исходя из их индивидуальных особенностей.

Принцип светскости образования предполагает невозможность пропаганды религии в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В частных школах этого ограничения нет.

Свобода в образовании – это свобода выбора пути получения образования, выбора образовательного учреждения. Плюрализм проявляется в многообразии образовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи, колледжи, образовательные центры и т.д.), в определении профиля специализации старших классов, в проведении занятий по выбору, а также в конкретном наполнении регионального и школьного компонентов содержания образования.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *